Перейти в СберИнвестор
Войти
Тренды

На акциях каких футбольных клубов можно заработать

5 декабря 20195 минут

Поделиться:

Футбол — самый популярный вид спорта в России. Но среди российских футбольных клубов, в отличие от зарубежных, нет ни одного, чьи акции обращались бы на бирже. Рассказываем, на победах каких европейских футбольных клубов может заработать инвестор из России.

Зачем клубы выходят на биржу

Футбольные клубы хотят получить деньги, в основном, для двух целей:

— для развития, например для постройки нового стадиона;

— чтобы покупать новых игроков и конкурировать с другими клубами.

Если у команды нет богатого владельца, то остается выход на биржу или краудфандинг среди болельщиков. Первое IPO среди футбольных команд провел лондонский «Тоттенхэм» еще в 1983 году, а к середине 1990-х уже 27 английских клубов разместили свои акции на Лондонской бирже.

Второй способ привлечения инвестирования не так популярен — его используют в основном команды (и иногда их болельщики) из низших дивизионов для привлечения небольшой суммы или внимания медиа. Хотя первые футбольные клубы в Великобритании были основаны с помощью краудфандинга («Манчестер Юнайтед», «Арсенал» и другие известные клубы), но в конце XIX века фондовые рынки еще не были развиты.

Правда, к началу 2010-х большинство команд вернулись к непубличной форме владения. Из-за высокого уровня конкуренции командам приходилось тратить большую часть доходов на новых игроков, а не на выплату дивидендов акционерам, поэтому стоимость ценных бумаг постоянно снижалась.

Сейчас акции только двух британских клубов — английского «Манчестер Юнайтед» и шотландского «Селтика» — находятся в свободном обращении. Всего на мировых биржах размещены акции более 20 европейских клубов и одной азиатской команды.

Что такое IPO

IPO (от англ. initial public offering) — первичное предложение акций компаний для неограниченного круга инвесторов. После IPO акции могут свободно обращаться на бирже


На чем зарабатывают клубы

Кроме продажи игроков (что не является стабильным доходом), клубы ведут коммерческую деятельность. Они зарабатывают на трех основных направлениях.

1. Продажа билетов на стадион, клубной атрибутики и других услуг в день матча

Эти доходы зависят от вместимость стадиона (чем больше может вместить стадион, тем больше прибыль от билетов) и популярности команды (позволяет увеличивать стоимость билетов и атрибутики, а также дорого продавать места в VIP-ложи). Например, известный футбольный клуб «Реал Мадрид» заработал на этом €143 млн в сезоне 2017/18. Для сравнения, «Атлетико» из Мадрида, менее популярный, но в последние сезоны демонстрирующий результаты не хуже «Реала», — €56,8 млн.

Фото: Tha Laird of Oldham / Flickr CC

2. Деньги от спонсоров

Спонсоры делятся на две категории:

— технические (фирмы, предоставляющие командам экипировку);

— титульные (компании, которые платят за размещение своей рекламы на футболках).

Например, «Барселона» получает от своего технического спонсора Nike €155 млн в год. Для американской компании это не просто реклама: Nike продает фирменные футболки в своих магазинах по всему миру.

Самый большой контракт c титульным спонсором — у «Манчестер Юнайтед». Американский автопроизводитель Chevrolet платит клубу за размещение своего логотипа на футболках примерно $80 миллионов (€73 млн) в год.

3. Доходы от трансляций.

Все команды объединены в лиги, которые продают телекомпаниям права на трансляции. Для клубов из самых популярных лиг это главная статья заработка: 20 клубов с наиболее высокими доходами получили от трансляций 43% своих доходов в 2018 году, показал анализ Deloitte.

Например, в 2019 — 2022 гг. английская Премьер-Лига заработает в среднем €1,7 млрд на трансляциях. Эти деньги лига распределит между командами в зависимости от мест, занятых ими в чемпионате. Другие лиги получают за трансляции меньше: например, итальянская лига (Серия А) — €973 млн в год.

Дополнительные деньги от телетрансляций команды получают за выступления в международных соревнованиях, в которые попадают лучшие команды из разных стран. Европейская федерация футбола УЕФА подписала контракт с локальными бродкастерами на общую сумму в €3,4 млрд на 3 года (то есть €1,066 млрд в год). Часть этих денег УЕФА распределяет между клубами в зависимости от результатов. Например, победитель прошлого розыгрыша Лиги Чемпионов «Ливерпуль» получил €82,5 млн за победу в турнире.

Фото: Getty Images

Как влияют результаты матчей

В краткосрочной перспективе спортивные результаты клубов оказывают сильное влияние на котировки ценных бумаг. Важные поражения и победы оказывают непосредственное влияние на распределение будущих призовых выплат и средств от трансляций. Например, после проигрыша амстердамскому «Аяксу» в прошлом розыгрыше Лиги Чемпионов 16 апреля стоимость акций туринского «Ювентуса» снизилась на 17%, акции его соперника подорожали на 9%.

В долгосрочной перспективе для котировок более важны финансовые показатели и общая стратегия развития клуба. Многие клубы (те же «Ювентус» и МЮ) стараются завоевать аудиторию в новых странах — устраивают выездные турне в США, — а «Ювентус» на стриминговом сервисе Netflix выпустил сериал про команду.

Однако долгая полоса неудач может отрицательно сказаться на доходах: например, британский «Лидс Юнайтед» в 2000-х оказался на грани банкротства после нескольких неудачных сезонов.


В какие клубы можно инвестировать

Кроме МЮ и «Селтика», на биржах можно купить акции итальянских «Ювентуса», «Лацио» и «Ромы», португальских «Порту», «Спортинга» и «Бенфики», немецкой «Боруссии», нидерландского «Аякса», французского «Лиона», а также нескольких турецких, польских, шведских и датских команд. В июле 2019 года на IPO вышла и первая азиатская команда — «Бали Юнайтед» из Индонезии. Футбольные клубы из России на биржах не торгуются: их, в основном, спонсируют крупные государственные и частные компании («Зенит» из Санкт-Петербурга получает деньги от «Газпрома», московский «Спартак» — от «Лукойл»), администрации регионов или отдельные бизнесмены («Краснодар» — бывший глава «Магнита» Сергей Галицкий).

Рассказываем о 3 вариантах инвестиций для футбольных болельщиков. Подробно — про один из самых известных клубов мира, «Манчестер Юнайтед».

«Манчестер Юнайтед» (МЮ), Англия
Динамика акций (22 ноября 2018 — 22 ноября 2019): -20,4%

В последнее время «Манчестер Юнайтед» редко добивается значительных побед (исключением можно считать победу во втором по значимости европейском клубном турнире — Лиге Европы), хотя клуб каждый год тратит сотни миллионов фунтов на усиление состава.

За последние 3 года стоимость его акций практически не изменилась. Неудачи на футбольном поле уравновешиваются новым выгодным контрактом на трансляции матчей английской Премьер-Лиги. Также «Манчестер Юнайтед» входит в тройку самых дорогих футбольных брендов, по версии Forbes (после «Барселоны» и мадридского «Реала»). Поэтому основные источники доходов команды напрямую не связаны со спортивными результатами: клуб привлекает болельщиков со всего мира, в особенности из стран азиатского региона. Благодаря этому МЮ остается самым дорогим публичным футбольным клубом в мире.


Как меняются доходы МЮ

В целом в 2018 году доходы снизились с €676 млн до €666 млн. Это отрицательно сказалось на котировках акций компаний. Выручка распределились так:

— 47% (€316 млн) — доходы от спонсоров;

— 35% (€230 млн) — доходы от трансляций (основная часть — от Английской Премьер-Лиги, есть также поступления от УЕФА и доходы от трансляций на собственном телеканале клуба MUTV);

— 18% (€120 млн) — доходы в день матча.


В 2019 году году доходы клуба снова могут снизиться — «Манчестер Юнайтед» в третий раз за последние 5 сезонов не смог пробиться на самый престижный футбольный турнир Европы — Лигу Чемпионов. Это негативно скажется на поступлениях от трансляций, а также не принесет дополнительных доходов за проданные билеты и продажу атрибутики.

Фото: Getty Images

В какие клубы еще можно инвестировать

Если вам интереснее вложиться в команды из менее популярных чемпионатов, то мы о них тоже рассказываем.

Аякс, Нидерланды
Динамика акций (22 ноября 2018 — 22 ноября 2019): +45,1%

Акции амстердамского «Аякса» выросли за год благодаря крайне успешному выступлению в Лиге Чемпионов — команде удалось обыграть именитые «Ювентус» и «Реал», хотя состав у «Аякса» был заметно слабее. Это означало дополнительные поступления в бюджет за счет трансляций и выплат за успешную игру (примерно €90 млн), а также потенциальные трансферы ключевых футболистов (в итоге летом клуб продал игроков на €200 млн — клубу они обошлись гораздо дешевле). Хорошие финансовые результаты привели к росту котировок. Однако продав многих ведущих игроков, клуб , вероятно, не сможет так же успешно выступить в еврокубках, а чемпионат Голландии интересен зрителям не так сильно, как британская премьер-лига.

Боруссия (Дортмунд)
Динамика акций (22 ноября 2018 — 22 ноября 2019): +1,2%

В сезоне 2018/2019 немецкий клуб занял 2 место в чемпионате и заработал €489,5 млн, при этом чистая прибыль составила €17,4 млн. Клуб тоже активно развивается на новых рынках: летом провел ряд выставочных матчей в США и увеличивает свое присутствие в Азии, пишут аналитики Deloitte. Это должно увеличить узнаваемость бренда клуба.


Как вложиться и что учесть

Чтобы купить акции иностранных клубов, вам нужно открыть счет у иностранного брокера. Если вы планируете инвестировать в футбольные клубы на долгий срок, обратите внимание на стоимость бренда, популярность лиги, в которой они играют, есть ли у клубов стратегия выхода на новые рынки.

Поделиться:

Подпишитесь на самую полезную рассылку об инвестициях

Главное

    Это проект СберБанка, в котором мы рассказываем об инвестиционных идеях, инструментах и лайфхаках для начинающих и опытных инвесторов. Мы помогаем разбираться в трендах и тонкостях инвестиционного рынка, вдохновляем сделать первые шаги и обучаем работе с инструментами.

    Отказ от ответственности

    © 2022 ПАО Сбербанк. Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, д. 19 тел. +7 (495) 500 5550, 8 800 555 5550.

    Мы используем cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей. СберБанк серьёзно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь c условиями и принципами их обработки