Перейти в СберИнвестор
Войти
Тренды

Какие когнитивные искажения мешают инвестору принимать правильные решения и как их преодолеть. Часть 2

19 августа 20227 минут

Поделиться:

Продолжаем разговор о том, как мозг иногда заставляет нас принимать неправильные решения и что с этим делать. Первые пять искажений мы разбирали здесь.

6. Ловушка доступности и стереотипы

У каждого есть свои стереотипы. И у общности людей они обычно схожи. Давайте проведём эксперимент. Назовите, не задумываясь:

— поэта,

— часть лица,

— фрукт.

А теперь посмотрите типичные ответы на это задание.

Поэт: Александр Сергеевич Пушкин

Часть лица: нос

Фрукт: яблоко

Если какие-то из ваших ответов совпали с типичными, это не случайно. Совпадения говорят о принадлежности к одной культуре. Без долгого обдумывания мы называем то, о чём чаще слышим. То есть используем или максимально доступную информацию, или стереотипы. Это позволяет мозгу экономить энергию. Аналогично, не задумываясь, мы совершаем рутинные действия.

Это искажение часто перекликается с эффектом присоединения к большинству.

Как такое искажение может мешать инвестору? Например, психологически может быть проще купить акции известной компании, чем той, о которой раньше не слышал. Инвестор может думать, что с известной компанией точно не случится ничего плохого: ведь в каждом магазине есть её качественные товары, а по телевизору каждый день идёт реклама.

Кроме того, из-за этой ловушки нам сложно выйти за рамки шаблонного мышления и увидеть стоящие новые идеи.

Как преодолеть? Даниэль Канеман, написавший книгу о когнитивных искажениях «Думай медленно… Решай быстро», говорил, что только опыт и познание позволяют приблизиться к истине. Чем обширнее ваш кругозор и чем больше опыта вы приобретёте, тем менее ограниченным будет ваш взгляд.

Также постарайтесь прислушиваться к разным точкам зрения и не принимать решения на автомате.


7. Сверхуверенность и иллюзия контроля

Человеку свойственно считать себя лучше других: умнее, компетентнее, разумнее. Даже если для этого нет веских оснований. При этом переоценка своих сил — частая ситуация.

Инвестор, читая новости об ошибке известного инвестора, может думать: «Я бы ни за что так не сделал», — а на практике попасть в похожую историю.

Более того, часто мы уверены, что контролируем ситуацию, даже если это невозможно. Например, инвестор купил акцию с высокими рисками и уверяет себя, что сможет быстро её продать. Его доводы: постоянное отслеживание новостей и выставленная стоп-заявка. В реальности риски всё равно высоки: стоп-заявка может не сработать, а ситуация на рынке — резко измениться.

Как преодолеть? Старайтесь объективно оценивать свои навыки и возможности. Не считайте, что другие люди глупее. Снижайте риски везде, где это возможно.

Помните, что полный контроль над чем бы то ни было — иллюзия. Всегда есть внешние факторы, на которые мы не можем повлиять. Хороший водитель не скажет: «Со мной ничего не случится — я всегда успею затормозить», — потому что он понимает, что не может ждать того же от встречной машины. Более того, отказ тормозов на своей тоже случается.


8. «С чем бы сравнить», или эффект якоря

Чтобы что-то оценить, человеку нужен образец для сравнения. Представьте, что у вас спрашивают, сколько может стоить дом на фотографии. Вы понятия не имеете, сколько он может стоить, но вспоминаете, что ваш дядя недавно продал свой за 10 миллионов. А этот больше и выглядит новее. Значит, 12–15 миллионов — неплохая цена.

Стоимость в 50 миллионов — это неприлично дорого. А 5 миллионов — подозрительно дёшево, что-то тут не так. При этом вы можете не знать, что 50 миллионов потому, что внутри шикарный ремонт и дорогая обстановка. Или 5 миллионов потому, что дом хоть и подкрашен снаружи, но внутри совсем ветхий и ремонт там не делали уже лет 20.

Если спросить инвестора, сколько будет стоить доллар через полгода, он может назвать цену в 70–80 рублей, потому что привык к такому курсу. Или 100, потому что совсем недавно доллар повышался до этой отметки. Или 60, потому что он читал о поддержке курса рубля и ожидает его укрепления.

Во всех этих случаях мозг, прежде чем дать ответ, ищет зацепки-якоря, то есть цены доллара, которые он видел или вполне допускает.

Чем такие якоря могут быть опасны для инвестора? Мы цепляемся за знакомую информацию. Нам сложно допустить, что акция, которая никогда не стоила меньше 10 тысяч, вдруг упадёт до тысячи. Не допуская того, что никогда не случалось, мы можем игнорировать новые риски.

Чаще всего мы оцениваем стоимость активов и ключевые показатели компаний относительно «якорного» значения. Это мешает рассмотреть ситуацию со всех сторон.

Как преодолеть? Полностью этот эффект устранить нельзя. Да и не нужно — он часто бывает полезен. Но его влияние можно снизить.

Во-первых, инвестору не стоит оценивать то, в чём он не разбирается или не владеет полной информацией. В примере с домом на цену могла влиять внутренняя отделка, но была не видна.

Во-вторых, чтобы все-таки иметь возможность оценивать, не цепляясь за якоря, стоит больше изучать рынок, читать об инвестициях, общаться с экспертами, анализировать.


9. «Это моя любимая акция», или эффект владения

Суть этого эффекта можно выразить очень просто — мы привязываемся ко всему, чем владеем. Более того, мы склонны переоценивать своё и недооценивать чужое.

Именно поэтому бывает трудно продать свою первую акцию, машину, с которой сроднился за пять лет, и квартиру, в которой сделал ремонт своими руками. Их ценность в наших глазах может быть больше, чем реальная цена. Сюда входят приятные воспоминания, эмоции «первого раза», привязанность из-за долгого обладания, и т. д.

Инвестор, который недооценивает влияние этого когнитивного искажения, расстаётся даже с явно неудачными активами с большим трудом.

Как преодолеть? Научитесь не привязываться эмоционально к инвестиционным активам. Квартира, купленная для сдачи внаём, — это актив, который должен оставаться в инвестиционном портфеле, только пока он приносит прибыль.

Ценные бумаги должны оцениваться по мультипликаторам, трендам, ликвидности и другим объективным критериям — подходите к этому рационально. Ваши личные симпатии к основателю компании или бренду не должны стоять на первом месте.


10. «Новое ярче блестит», или эффект новизны

Наш мозг имеет свойство преувеличивать значение новой информации и недооценивать ту, которую мы получили давно. Это свойство ещё называют эффектом недавности.

Например, инвестор провёл тщательный анализ, прежде чем купить акцию. Он убедился, что в пользу покупки говорят мультипликаторы, перспективы отрасли, инновационные идеи руководства, и т. д. Но спустя месяц после покупки услышал, что у компании появились проблемы.

Новость о проблемах может показаться весомее, чем весь предыдущий анализ, потому что её инвестор услышал только что, а анализ проводил месяц назад. Может получиться так, что он продаст бумагу на эмоциях, а ещё через неделю об этой новости все забудут.

Другой пример: портфель может показывать хорошую доходность за пять лет. При этом инвестор будет переживать из-за небольшого убытка в текущем году, поскольку это более свежее ощущение.

Как преодолеть? Можно вести инвестиционный дневник, записывать аргументы, почему куплена каждая акция и при каких условиях её стоит продать.

Не стоит торопиться действовать, получив новую информацию. Не зря говорят, что с новой идеей нужно «ночь переспать». Чем дальше, тем менее значимой она может показаться.


Что ещё почитать

Неприятие потерь, свойство человека переоценивать личный опыт и инерция в принятии решений — вот ещё несколько когнитивных искажений, которые увеличивают вероятность ошибок. Об этом писали здесь.

Как принимать решения, руководствуясь не только той информацией, которая лежит на поверхности Рассказали в статье про ошибку выжившего.

Поделиться:

Подпишитесь на самую полезную рассылку об инвестициях

Главное

    Это проект СберБанка, в котором мы рассказываем об инвестиционных идеях, инструментах и лайфхаках для начинающих и опытных инвесторов. Мы помогаем разбираться в трендах и тонкостях инвестиционного рынка, вдохновляем сделать первые шаги и обучаем работе с инструментами.

    Отказ от ответственности

    © 2022 ПАО Сбербанк. Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, д. 19 тел. +7 (495) 500 5550, 8 800 555 5550.

    Мы используем cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей. СберБанк серьёзно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь c условиями и принципами их обработки