Почему акции дешевеют и стоит ли их продавать
Поделиться:
Если бумага ушла в красную зону, это не повод от неё сразу избавляться. Она может снова подорожать, а убыток уже будет не вернуть. С другой стороны, бумага может и дальше дешеветь и если её вовремя не продать, можно понести чувствительные потери. Чтобы определить тот порог, за которым пора продавать дешевеющие акции, надо открыть аналитику и посмотреть на следующие три фактора.
1
Волатильна ли бумага исторически
Акции некоторых компаний регулярно падают и растут в цене на десятки процентов за несколько дней или даже часов — и это для них норма.
Классический пример — бумаги занимающейся космическими полетами Virgin Galactic. В феврале — мае 2021 года акции компании подешевели с $60 до $15 из-за череды плохих новостей. В частности, 12 февраля компания отменила тестовый полёт и её акции сразу упали на 9,2%. Однако уже к концу июня котировки выросли до $55 благодаря успешному запуску космоплана.
Чтобы понять, какие колебания для бумаги — норма, используют показатель исторической волатильности. Он считается в процентах и по конкретным акциям представлен на аналитических сайтах. Например, на сайте Tradingview рассчитывают волатильность американских и российских акций. Чтобы её посмотреть, выберите настройку столбцов таблицы (она находится рядом с полем «Обзор») и добавьте волатильность за месяц или за неделю.
Чем больше значение волатильности, тем больше исторически колеблется цена. К примеру, волатильность бумаг «Газпрома», по данным на ноябрь 2021 года, составляет 5,45%, а Veon (владеет «ВымпелКомом») — 24%. Если цена бумаг «Газпрома» упадёт на 20% — это сигнал тревоги: пора разбираться, что происходит с компанией или всем рынком. А у Veon это обычные колебания.
Посмотрите историческую волатильность бумаги: если она была высокая, то продавать бумагу, скорее всего, не стоит. Но нужно проверить еще два пункта.
2
Какие новости привели к падению цены
Акции компаний с устойчивым бизнесом в долгосрочной перспективе растут — в конечном счёте цена акций зависит от прибыли компании. Соответственно, необходимо понять, отражает ли падение акций изменения в перспективах компании. Возможно, конкурент выпустил хороший аналог продукта компании, который со временем отвоюет часть рынка, или появилась технология, которая делает продукт компании неактуальным.
К примеру, в июле 2021 года акции китайских платформ дополнительного образования подешевели в несколько раз из-за того, что власти КНР обязали компании зарегистрироваться как некоммерческие организации. Инвесторы стали опасаться, что это фактически приведёт к разрушению индустрии. Продавать акции было вполне логично: компании лишились большей части бизнеса и могли даже обанкротиться.
Но такое случается нечасто: большинство новостей, к примеру твиты руководителей компании или заявления регуляторов, не оказывают значительного влияния на бизнес на долгосрочном горизонте. Так, в пятницу, 26 ноября, американские рынки упали из-за появления штамма омикрон, однако уже в понедельник снова начали расти. Инвесторы поняли, что реакция на новость была чрезмерной.
Если акции подешевели из-за новости, задайте себе вопрос: насколько сильно она повлияет на бизнес компании. Если не влияет, то продавать акции не нужно. Переходите к последнему пункту.
3
Насколько переоценена компания
Акции компаний могут падать и без влияющих на бизнес новостей — просто из-за того, что они были какое-то время переоценены относительно акций аналогичных компаний. Переоценка обычно случается, когда инвесторы слишком оптимистично смотрят на будущее компании.
Рано или поздно акции возвращаются к справедливой цене, которая зависит от фундаментальных показателей: выручки, прибыли, и т. д. Чтобы её определить, инвесторы используют специальные показатели — мультипликаторы. С их помощью можно сравнить компании из одной отрасли, например банки или ретейлеров.
Чаще всего анализ начинают с P/E (Price to Earnings) — отношения рыночной капитализации компании к её чистой прибыли за последний год. Он показывает, за сколько лет окупятся вложения в компанию при неизменной прибыли. Иногда берут прибыль в ближайшие 12 месяцев (Forward P/E).
Обычно одного P/E недостаточно и используют другие показатели. Значения мультипликаторов не обязательно рассчитывать самому — их можно посмотреть на финансовых сервисах, например Yahoo Finance.
Также справедливую цену с потенциалом роста относительно текущей цены можно посмотреть в подборке от аналитиков SberCIB.
Если падают в цене акции сильно переоценённой компании — это повод задуматься о закрытии позиции. Если компания недооценена относительно рынка, то падение её цены может стать хорошим поводом для покупки.
Когда инвестору точно не стоит продавать бумаги после падения
1
Когда бумага, которая исторически была волатильной, резко упала в цене.
2
Когда не произошло никаких глобальных событий, влияющих на перспективы бизнеса.
3
Когда акция не была переоценённой.
Что ещё почитать?
В теории высокая волатильность может означать более высокую доходность, потому что инвесторы берут на себя более высокие риски. Но не всегда. Чтобы понять, стоит ли волатильность доходности, рассчитывают коэффициент Шарпа. О нём мы подробнее рассказываем здесь.
Чтобы определить настроения на рынках, инвесторы пользуются несколькими индексами. Как они считаются и как их использовать — читайте тут.
При оценке компании ориентироваться только на P/E не стоит. О самых важных мультипликаторах мы рассказывали в этой статье.