Перейти в СберИнвестор
Войти
Что происходит

Как долгосрочное снижение спроса на нефть скажется на нефтяных компаниях

7 мая 20206 минут

Поделиться:

В последние месяцы стоимость нефти сильно колебалась. Инвесторы реагировали на новости, в том числе о сокращении добычи нефти странами ОПЕК+ и их союзниками, и оценивали снижение мирового спроса из-за замедления экономик.

Но всё это краткосрочные тренды, которые влияют на стоимость нефти прямо сейчас. Долгосрочный тренд, о котором говорят эксперты уже некоторое время, — сокращение спроса на нефть из-за развития технологий и повышенного внимания к экологии в некоторых странах. Рассказываем, как этот тренд отразится на российских нефтяных компаниях.


В январе 2018 года авторитетная организация Oxford Institute for Energy Studies выпустила исследование с выводом, попавшим в заголовки многих деловых изданий: к 2040—2050 гг. продажи нефти на мировом рынке начнут падать, а нефтедобытчикам придется снижать цены. После пика спрос будет снижаться «драматически» и с этим ничего нельзя будет сделать, пишут авторы отчета.

Oxford Institute for Energy Studies свела вместе прогнозы по спросу на нефть от ведущих мировых нефтяных агентств и компаний (в том числе от Международного энергетического агентства, ОПЕК и BP). Когда точно наступит пик спроса на нефть, после которого он будет уменьшатся, неизвестен. Спрос на нефть в будущем зависит от многих факторов, например от роста мировой экономики и среднесрочных цен на нефть, говорится в отчете.

Тем не менее, в обозримом будущем спрос на нефть начнет уменьшатся, потому что главный тренд не изменится, уверены авторы отчёта. 


Почему уменьшится спрос на нефть

Спрос на нефть со стороны автомобильного транспорта (легковых, пасссажирских и грузовых автомобилей) будет уменьшаться, а на него приходится больше 40 % мирового потребления нефти.

Продажи электромобилей постоянно растут: если в 2013 году на дорогах во всем мире было всего 230 тыс. электрокаров, то в 2018 году — уже 3,29 млн, а с учетом «гибридов» общее число «чистых» автомобилей на всех дорогах составило 5 млн, говорится в последнем отчёте Международного энергетического агентства (МЭА). Из них больше всего (45 %, или 2,3 млн, по состоянию на 2018 год) — в Китае. Там действовала большая программа субсидирования государством покупки электромобилей. Для сравнения: в Европе ездит всего 24 % от общего числа электромобилей, в США — 22 %.

Пока что все выглядит как начало новой эры. Приведем несколько чисел. То же МЭА прогнозирует, что в оптимистическом сценарии страны будут соблюдать цели по сокращению выбросов, — к 2030 году мировой парк электромобилей (не только легковых) составит 220 млн, а ежегодные продажи — 43 млн. Причем автобусы на электрической тяге будут внедряться быстрее: по прогнозу Bloomberg, уже к 2025 году около половины автобусов во всём мире будут электрическими и абсолютное лидерство по внедрению электробусов сохранит Китай.

Есть несколько причин, по которым растут продажи электромобилей:

1). Страны ужесточают экологическое законодательство.

Например, власти ЕС требуют от автопроизводителей, чтобы выбросы углекислого газа от автомобилей были снижены на 20 % к 2021 году. Это дорого обходится компаниям, поэтому они больше инвестируют в разработку электромобилей.

Некоторые страны и вовсе планируют запретить автомобили с двигателями внутреннего сгорания. В 2017 году Великобритания и Франция приняли решение запретить бензиновые и дизельные двигатели с 2040 года. К ним планирует присоединиться Китай, но пока ограничится локальными запретами (как и Япония и США).

2). Развитие технологий.

МЭА отмечает увеличение емкости у батарей, что позволяет увеличить дальность хода электромобилей, а также число станций зарядки. Одно из исследований показало, что потребители опасаются ездить на электромобилях в длительное путешествие. Прогнозируется, что новые автомобили будут становиться более энергоэффективными и потреблять меньше топлива.

Кроме того, нефть будет всё больше конкурировать с другими источниками энергии. По мнению экспертов из Аналитического центра при правительстве РФ, роль возобновляемых источников энергии (ВИЭ) будет увеличиваться. 

Фото: gettyimages.ru

Как нефтяные компании готовятся к снижению спроса

Oxford Institute for Energy Studies в своем исследовании пишет, что странам-нефтедобытчикам нужно снижать зависимость от спроса на нефть. В декабре 2019 года государственная Saudi Aramco во время рекордного первичного публичного размещения акций (IPO) привлекла от инвесторов $25,6 млрд, деньги власти направят на диверсификацию экономики.

Падение спроса на нефть непосредственно повлияет на бизнес нефтяных компаний. Снижение потребления нефти может начаться после 2030 года, предупреждала инвесторов Saudi Aramco. В 2017 году компания начала инвестировать в альтернативные источники энергии: она установила на своем нефтеперерабатывающем заводе в Саудовской Аравии первую ветряную турбину. Это позволило компании использовать меньше топлива.

Многие нефтяные компании активно готовятся к снижению спроса на нефть. Например, норвежская Statoil активно инвестирует в солнечные и ветряные станции: к 2018 году она вложила в них $6,4 млрд. Компания планирует, что доля возобновляемых источников энергии в общей выручке в ближайшие годы будет увеличиваться, а от добычи и продажи нефти — снижаться. При этом компания даже сменила название на Equinor, убрав из него слово «oil».

Снижение спроса на нефть признают и в России. Пик мирового спроса на нефть может произойти даже ранее 2030-х гг., говорится в обновлённом проекте Энергетической стратегии России. В предыдущей версии пик спроса на нефть прогнозировался в 2030—2040-х гг., писали «Ведомости» в октябре 2019 года. Российские чиновники тоже заявляли о том, что нефтяным компаниям нужно быстрее монетизировать запасы.


Как готовятся российские нефтяные компании

В стратегии «Роснефти» до 2022 года ничего не говорится об альтернативных источниках энергии. Потребление нефти будет расти как минимум до 2040 года, заявлял глава компании Игорь Сечин. «Рост спроса на нефть неизбежен», — отметил он.

У «Лукойла» есть проекты, связанные с альтернативными источниками энергии, судя по сайту компании. Правда, действуют они за пределами России. На нефтеперерабатывающих заводах компании в Румынии и Болгарии работают ветряные и солнечные электростанции.

В целом, российские компании отстают от западных во внедрении альтернативных источников энергии, считают эксперты. Одна из возможных причин — недостаток свободных средств, объясняли аналитики. Другая — неподходящий климат.


Что может повлиять на спрос на нефть

Несколько факторов. Если цены на нефть будут низкими, то это может затормозить развитие альтернативной энергетики и переход на электромобили. В этом случае будут действовать экономические стимулы: потребители будут чаще выбирать бензиновые автомобили, потому что ездить на них будет дешевле.

Падение спроса на нефть не обязательно означает падение её цены. Oxford Institute for Energy Studies писала, что по мере снижения спроса нефтедобытчики с более низкой стоимостью добычи будут вытеснять менее рентабельные компании. Российские компании могут чувствовать себя относительно уверенно: себестоимость добычи (без учета налогов) — одна из самых низких в мире. Но инвесторам всё равно нужно учитывать эти факторы при принятии долгосрочных решений об инвестировании.

Поделиться:

Подпишитесь на самую полезную рассылку об инвестициях

Главное

    Это проект СберБанка, в котором мы рассказываем об инвестиционных идеях, инструментах и лайфхаках для начинающих и опытных инвесторов. Мы помогаем разбираться в трендах и тонкостях инвестиционного рынка, вдохновляем сделать первые шаги и обучаем работе с инструментами.

    Отказ от ответственности

    © 2022 ПАО Сбербанк. Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, д. 19 тел. +7 (495) 500 5550, 8 800 555 5550.

    Мы используем cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей. СберБанк серьёзно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь c условиями и принципами их обработки