Приложение СберИнвестор
Инструменты

Как понять, что бумаги пора продавать: советы от гуру инвестиций

29 июня 20215 минут

Поделиться:

Своевременно продать акции не менее важно, чем вовремя купить. И не менее сложно, особенно если приходится фиксировать убыток. Вот как к этой задаче подходили выдающиеся инвесторы.

Бенджамин Грэм продавал, если акции росли на 50%

Грэм — основоположник стоимостного инвестирования. Он вкладывался в недооценённые акции в расчёте на то, что их цена вырастет до справедливых значений. Соответственно, если цена бумаг превышала такие значения, то стоит продать акции.

Так, Грэм советовал избавляться от акций, если они выросли в цене на 50%. Скорее всего, после такого сильного роста они уже становились переоценёнными. Продавать сильно подорожавшие относительно фундаментальных показателей (выручки, прибыли и др.) акции рекомендовал также «король облигаций» Рэй Далио, хотя он не причисляется к стоимостным инвесторам.


Почему акции сложно продавать

Потому что срабатывает эффект, который психологи называют «неприятием потерь» (loss aversion). Подробнее об этом и других когнитивных искажениях и как их избежать — в этой статье.


Почему акции сложно продавать

Потому что срабатывает эффект, который психологи называют «неприятием потерь» (loss aversion). Подробнее об этом и других когнитивных искажениях и как их избежать — в этой статье.

Правда, если придерживаться этого принципа, можно пропустить хорошие инвестиционные возможности. В последние десятилетия инвестиции в недооценённые акции менее выгодны, чем в бумаги быстрорастущих компаний. Считается, это связано с наступлением интернета на все сферы экономики — бизнес технологических компаний быстро растёт, как и их акции. Поэтому становится важнее обращать внимание на причины, по которым растут бумаги, чем на показатели роста.


Уоррен Баффет продавал, когда исчезли причины, по которым покупались акции

Баффет говорил, что он продаёт акции, когда меняются экономические характеристики бизнеса. Если вы покупали акции с учётом долгосрочного конкурентного преимущества компаний, но со временем оно нивелируется, это повод продать акции. Например, если компания-конкурент выпускает аналогичный продукт с лучшими характеристиками. Поэтому Баффет ценит, как он их называет, франшизные бизнесы — компании, которые производят продукцию, востребованную у потребителей и не имеющую аналогов.

Также цены на них не должны регулироваться, как это бывает в сфере коммунальных услуг и электроэнергетики. Благодаря этим преимуществам франшизы могут получать высокую прибыль. Пример франшизы, по Баффету, — Coca-Cola.

Но даже франшизные бизнесы могут ослабевать. Например, в 1970-е гг. издательский бизнес казался выгодной инвестицией, к началу 2000-х такой быть перестал, отмечал Баффет. Поэтому он продавал акции газет.


Филипп Фишер продавал, когда переставал верить в менеджмент

Филипп Фишер, другой известный инвестор, обращал внимание на менеджмент. Новая команда может изменить принципы управления, которые до этого приносили успех. В этом контексте вспоминают General Electric — положение компании после ухода легендарного директора Джека Уэлча в 2001 году сильно ухудшилось.

Пример из российской корпоративной истории. Основатель ретейлера «Магнит» Сергей Галицкий вышел из бизнеса в феврале 2018 года, потому что инвесторы не были согласны с его стратегией развития. Тогда акции ретейлера стоили около 5000 рублей. С новым руководством за полтора года бумаги упали на 1500 рублей.


Сет Кларман продавал, когда находил более выгодные инвестиции

При появлении более выгодных альтернатив логично продать бумаги с меньшим потенциалом роста. Однако стоит учитывать потерю на налогах (и комиссиях), отмечал известный инвестор Сет Кларман. Поэтому стоит продавать акции, только если они существенно менее выгодны.

Кларман не приводил точные данные, когда стоит продавать акции. Допустим, вы владели акцией А почти два года, купили её за 1000 рублей, а теперь она стоит 1200 рублей. Вы прочитали у аналитиков, что через год она может вырасти до 1300 рублей (то есть потенциал роста — 8,3%). В то же время есть акция Б за 1200 рублей с потенциалом роста в 10% к концу года — до 1320 рублей.

Если вы решите продать акцию А, чтобы купить акцию Б, то вам придётся дважды заплатить комиссию брокеру (как правило, по операциям купли/продажи акций она составляет 0,05% от суммы сделки, в неё входит и комиссия бирже):

2 * 0,0005 * 1200 = 1,2 рубля

Бывает, что брокеры берут депозитарную комиссию: примерно 150–200 рублей в случае совершения операций в течение месяца. У СберБанка такая комиссия отсутствует.

Но главное, если вы продадите акцию меньше чем через три года после владения, то не сможете получить льготу долгосрочного владения ценными бумагами. Вам придётся заплатить НДФЛ по ставке 13% на разницу между ценой покупки и продажи, то есть:

0,13 * (1200 – 1000) = 26 рублей

Получается, что ради 20 рублей выигрыша в потенциальной доходности акции Б по сравнению с акцией А в течение года вы потеряете 26 рублей на налогах и комиссии. Поэтому лучше не продавать акции ради других бумаг, доходность которых не намного выше.

Поделиться:

Главное

    Мы используем cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей. СберБанк серьёзно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь c условиями и принципами их обработки