Перейти в СберИнвестор
Войти
Рынок

К чему приводили крупнейшие сделки российских компаний

2 декабря 20209 минут

Поделиться:

Если компания хочет резко изменить свой бизнес, она может поглотить конкурента или создать с ним совместное предприятие или объединённую корпорацию. На примерах нескольких крупных сделок в России, прошедших в последние годы, рассказываем, что такие сделки могут дать компании и как на них реагируют инвесторы.

В сентябре 2020 года TCS Group (объединяет Тинькофф банк и «Тинькофф страхование») сообщила о переговорах о своей продаже «Яндексу». На этой новости бумаги обеих компаний выросли в цене: инвесторы ожидали, что, объединившись, корпорации смогут развиваться быстрее, чем по отдельности. Это называется синергетическим эффектом. В частности, «Яндекс» мог закрепиться на рынке финтех-сервисов и развивать свою экосистему. Правда, в середине октября стало известно, что сделка не состоится, и акции, соответственно, упали в цене.

На примере нескольких крупных сделок с участием российских компаний, чьи акции торгуются на бирже, рассказываем, для чего корпорации проводят слияния и поглощения и что может пойти не так.


«М.Видео» и «Эльдорадо»: объединение конкурентов ради повышения эффективности

Сеть магазинов по продаже бытовой техники и электроники «М.Видео» купила одного из своих главных конкурентов — ретейлера «Эльдорадо» (обе входили в группу «Сафмар») за 45,5 млрд руб. в апреле 2018 года. Для сравнения, прогнозировавшаяся на 2018 год EBITDA «Эльдорадо» (компания не была публичной и не всегда раскрывала показатели) составляла 6,0—6,5 млрд руб.: по коэффициенту EV/EBITDA компания была оценена на уровне 8—8,5x.

В результате появилась объединённая группа «М.Видео Эльдорадо». По оценке «М.Видео», синергетический эффект должен был составить 18 млрд руб. в 2018—2020 гг., благодаря оптимизации системы закупок, IT-инфраструктуры, а также снижению операционных расходов.

Результаты, следует из отчёта компании, превзошли ожидания: уже в 2018 году синергия от объединения составила 6 млрд — в 1,5 раза больше плана. Консолидированная выручка группы в 2018 году увеличилась на 62 % по сравнению с годом ранее, EBITDA — на 76 %, до 20,8 млрд руб.

Что такое EV и EBITDA

EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) — прибыль компании до выплаты процентов, налогов, износа и амортизации.

EV (Enterprise Value) — стоимость компании; рыночная капитализация + все долги — деньги и ликвидные ценные бумаги на счетах компании.

Чем больше EV/EBITDA, тем более высоко оценена компания.

Компания, в частности, объединила функции поддержки, оставив две независимые друг от друга и по-прежнему конкурирующие под разными брендами розничные сети, хоть и нацеленные на разные типы покупателей, объяснял глава группы. Рентабельность по EBITDA группы выросла с 5 % до 6 %.

В 2019 году рост финансовых показателей продолжился, в основном благодаря успешной интеграции двух сетей, объясняли в компании. EBITDA выросла на 18,1 % год к году, рентабельность по EBITDA — до 7,3 %. При этом группа сокращает долг, который пришлось увеличить ради сделки: отношение общего долга к EBITDA за 2018 год снизилось с 2,6x до 1,8x.

В октябре 2020 года группа всё же решила выплатить дивиденды за 2019 год, решение о которых в марте было отложено из-за неопределённости, связанной с пандемией. Инвесторы позитивно оценивают изменения в компании с растущим бизнесом: с начала апреля 2018 года по конец ноября 2020 года акции компании выросли на 63 %.


«Ростелеком» и «Тele2»: выход на перспективный рынок

«Ростелеком» в основном зарабатывает на широкополосном интернете (ШПД) и цифровом ТВ. В марте 2020 года компания завершила консолидацию у себя 100 % акций мобильного оператора «Tele2», купив 55 % акций компании за 132 млрд руб. До этого компании развивали многие совместные бизнес-направления: например, звонки абонентов «Tele2» в основном проходили через сети «Ростелекома».

С помощью этой сделки «Ростелеком» хочет закрепиться в быстрорастущем мобильном бизнесе, говорилось в отчёте компании за 2019 год. В последние годы «Tele2» активно развивался благодаря выгодным тарифам, в 2019 году показал самый быстрый абсолютный прирост абонентов, а показатель лояльности потребителей NPS — самый высокий в отрасли, отмечают в «Ростелекоме».

Сделка позволила «Ростелекому» создать крупнейшего интегрированного провайдера цифровых сервисов в стране, утверждают в компании. Это будет способствовать росту потребления цифровых услуг и выручки объединённой компании за счёт кросс-продаж (например домашнего и мобильного интернета). Кроме того, это позволит снизить расходы и оптимизировать бизнес-процессы.

Также «Ростелеком» собирается объединить инфраструктуру компаний (например магистральные линии связи и «последнюю милю») для развития сетей 5G в России, которые понадобятся для умных городов, интернета вещей, беспилотного транспорта, сбора и обработки больших данных и др. Более детальную стратегию компания обещает показать до конца I квартала 2021 года.

В результате выручка «Ростелекома» от услуг мобильной связи, оказываемых «Tele2», во II квартале 2020 года выросла на 16 % год к году — до 42,9 млрд руб. На этот сегмент приходится 34 % общей выручки компании. При этом в целом выручка выросла только на 13 %. Отношение чистый долг/OIBDA увеличилось до 2,2х с 2x год к году.

Что такое OIBDA

Кроме выручки и прибыли, основным финансовым показателем для телеком-компаний считается OIBDA (операционная прибыль до вычета амортизации и нематериальных активов). Этот показатель лучше, чем EBITDA, оценивает регулярные операционные доходы.

Qiwi и Рокетбанк: неудачная интеграция в основной бизнес

Группа Qiwi приобрела у банка «Открытие» все основные активы Рокетбанка и банка для предпринимателей «Точка» в августе 2017 года за 700 млн руб., полная консолидация завершилась в 2018 году.

Первую половину 2019 года менеджмент Qiwi работал над тем, чтобы эффективно внедрить Рокетбанк в экосистему группы, писал Forbes. В августе 2019 года на совете директоров Qiwi была представлена стратегия развития «банка для хипстеров» и выяснилось, что Рокетбанк требует больших инвестиций, чем предполагалось ранее, говорили источники «Коммерсанта». В итоге, в Qiwi пришли к выводу, что потребности Рокетбанка в финансировании «не совместимы с риск-аппетитом группы». Кроме того, в самой группе возникла внутренняя конкуренция, отмечало издание.

В итоге, по результатам 2019 года, Qiwi объявила, что собирается свернуть деятельность убыточного Рокетбанка, из-за того что компании не удалось найти покупателя на банк. Ранее представители Qiwi сообщали, что могут частично или полностью продать Рокетбанк. У актива — «ограниченная потенциальная синергия с основным бизнесом группы», говорилось в отчёте Qiwi. На новости о поиске покупателя и закрытии Рокетбанка акции Qiwi реагировали ростом.

Чистый убыток Рокетбанка в 2019 году составил 2,3 млрд руб. — в два раза больше, чем в 2018 году. Для сравнения, скорректированная чистая прибыль всей группы — 6,7 млрд руб. В Qiwi ожидают, что Рокетбанк будет закрыт к концу 2020 года, а его общий чистый убыток в этом году не превысит 1,5 млрд руб.

Зато чистая прибыль сегмента «малые и средние предприятия» в 2019 году составила 354 млн руб. по сравнению с чистым убытком в 776 млн руб. годом ранее. Qiwi объяснила это развитием бизнеса «Точки».


Зачем компании проводят слияния и поглощения

Один из способов быстро увеличить операционные и финансовые показатели компании — купить другой бизнес. Например, в прошлом федеральные продуктовые ретейлеры часто покупали более мелкие торговые сети, увеличивали их эффективность за счёт эффекта масштаба и снижения расходов.

Такой процесс еще называют консолидацией рынка. Когда отрасль быстро растёт, крупные игроки стараются как можно быстрее купить более мелкие компании из сектора. Например, одни из крупнейших сделок в 2020 году на западных рынках происходят в отрасли полупроводников, потому что лидеры отрасли стремятся увеличить своё производство и линейку товаров, отмечал Wall Street Journal.

Кроме того, компании из разных секторов или даже конкуренты могут объединиться, чтобы создать новый продукт. Например, СберБанк и Mail.ru Group в 2019 году создали совместное предприятие в сфере транспорта (такси и каршеринг) и фудтеха, чтобы «полностью использовать синергии обеих экосистем».

Инвесторам стоит помнить, что часто сделки осуществляются на заёмные деньги, а долговая нагрузка при этом увеличивается. Поэтому повышение рентабельности или эффект от объединения должны превосходить затраты на сделку. Кроме того, на менеджмент компаний часто ложится дополнительная работа по запуску новых направлений, оптимизации раcходов и интеграции бизнесов, что создаёт дополнительные риски.

Поделиться:

Подпишитесь на самую полезную рассылку об инвестициях

Главное

    Это проект СберБанка, в котором мы рассказываем об инвестиционных идеях, инструментах и лайфхаках для начинающих и опытных инвесторов. Мы помогаем разбираться в трендах и тонкостях инвестиционного рынка, вдохновляем сделать первые шаги и обучаем работе с инструментами.

    Отказ от ответственности

    © 2022 ПАО Сбербанк. Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, д. 19 тел. +7 (495) 500 5550, 8 800 555 5550.

    Мы используем cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей. СберБанк серьёзно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь c условиями и принципами их обработки