Практика

Что такое мультипликаторы и как с их помощью сравнить перспективность компаний

07 маяЧитать: 8 минут
Практика

Что такое мультипликаторы и как с их помощью сравнить перспективность компаний

07 маяЧитать: 8 минут
Практика

Что такое мультипликаторы и как с их помощью сравнить перспективность компаний

07 маяЧитать: 8 минут
Практика

Что такое мультипликаторы и как с их помощью сравнить перспективность компаний

07 маяЧитать: 8 минут

Чтобы из множества компаний, чьи акции торгуются на бирже, осознанно выбрать несколько объектов для инвестиций, нужно изучать финансовые отчеты и сравнивать показатели. Но прямое сравнение не всегда может оказаться корректным. Простой пример: прибыль в 100 млн рублей для компании стоимостью 100 млрд рублей — совсем не то же самое, что для компании стоимостью в 1 млрд рублей. В таких ситуациях рассчитываются мультипликаторы — показатели, позволяющие сравнить эффективность компаний без учета их масштаба и других субъективных факторов. Рассмотрим основные на примере двух российских компаний — «Роснефти» и «Лукойла».


P/E, Price to Earnings — отношение размера компании к прибыли

Отношение стоимости компании к чистой прибыли за год (иногда — в пересчете на одну акцию). Этот мультипликатор показывает, за сколько лет компания окупит свою текущую рыночную стоимость. Чем он меньше, тем лучше, — значит, компания зарабатывает много относительно своей стоимости.

Например, по итогам 2018 года чистая прибыль «Роснефти» по МСФО составила 649 млрд рублей. Капитализация 1 января 2019 года — 4,4 трлн рублей. Отношение капитализации к прибыли (P/E) — 6,72. Для сравнения: у «Лукойла» прибыль за 2018 год — 619 млрд рублей, а капитализация — 4 трлн рублей. Значит, отношение стоимости к прибыли — 6,39. Таким образом, в 2018 году компании работали с близкой эффективностью.

P/E подходит для примерного сравнения компаний из одной отрасли (в нашем примере — это нефтегазовый сектор), но иногда он может и сбивать с толку. Например, если в отдельный год компания много потратила на большой проект, то показатели прибыли будут занижены, а P/E — выше. Также не стоит сравнивать и компании из разных отраслей — у них может быть разная структура расходов.

Существует целая группа мультипликаторов доходности. Помимо P/E в нее входят:

  • P/S (Price to Sales, капитализация к выручке) — подходит для сравнения компаний из одной отрасли, для которых выручка считается важным показателем эффективности бизнеса (например ритейл).
  • P/B (Price to Books, иногда Price to Book Value, капитализация к стоимости активов) — показывает, что могут получить инвесторы в случае банкротства.
  • EV/EBITDA (Enterprise Value to Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization, стоимость компании к прибыли компании до выплаты процентов, налогов и амортизации). Стоимость компании — то, за сколько ее теоретически можно купить. Она определяется, если к рыночной капитализации прибавить все долги и вычесть все деньги на счетах компании. EBITDA показывает, насколько компания эффективно зарабатывает деньги без скидки на налогообложение, требования инвесторов и другие факторы. Этот показатель по смыслу похож на P/E, но позволяет оценить компании из разных стран и отраслей с разной налоговой нагрузкой.
  • EPS (Earnings per Share, чистая прибыль на 1 акцию) считается как отношение всей прибыли к количеству акций и показывает доходность 1 акции.

ROE, Return on common equity — отношение всей прибыли компании к собственности

Показывает, какую прибыль компания может генерировать из собственных средств (оборудования, активов и так далее) без привлечения кредитов или стороннего финансирования. Чем он больше, тем более эффективна компания.

Собственные активы — это разница между стоимостью имущества компании и долгами. У «Роснефти», согласно отчетности за 2018 год, собственные активы — 8 трлн рублей. У «Лукойла» — 3,5 трлн рублей. Чистая прибыль компаний, деленная на эти показатели и умноженная на 100%, дает ROE 7,7% и 17,7% соответственно.

Таким образом, вы видим, что «Лукойл» зарабатывал на своей собственности лучше, чем «Роснефть».

ROE — один из нескольких мультипликаторов прибыльности. Также для оценки прибыльности компаний используют:

  • ROA (Return On Assets) — рентабельность активов;
  • ROS (Return On Sales) — рентабельность продаж;
  • EBITDA — рентабельность бизнеса компании, если бы она не зависела от налоговой нагрузки, амортизации и других факторов.

D/E, Debt to Equity — отношение долга компании к стоимости ее собственности

Мультипликатор показывает, какую долю в активах компании составляют заемные средства. Чем он меньше, тем более финансово устойчива компания.

Общая задолженность (обязательства) «Роснефти» составляет 8,5 трлн рублей, а «Лукойла» — 1,7 трлн рублей. С учетом величины активов D/E получается 0,64 и 0,32 соответственно.

Получается, что «Лукойл» гораздо меньше закредитован, чем «Роснефть», поэтому в теории «Лукойл» финансово более устойчив. Кроме того, компании с бОльшим ROE может быть труднее в будущем привлекать заемные средства.


Asset coverage ratio — отношение оборотного капитала к долгам, которые надо погасить в течение года

Показывает, способна ли компания расплатиться по ближайшим обязательствам. Чем ниже значение мультипликатора, тем труднее было бы это сделать (то есть платежеспособность компании меньше).

Оборотные активы и краткосрочная задолженность у «Роснефти» составляют 3 трлн рублей и 2,8 трлн рублей соответственно, у «Лукойла» — 1,5 трлн рублей и 0,9 трлн рублей. Мультипликатор покрытия краткосрочных обязательств — 1,05 и 1,62 соответветственно. «Лукойл» более платежеспособен.


Мультипликаторы — доходные, рентабельности, финансовой отчетности и платежеспособности — лучше использовать комплексно. Вместе они дают более полное представление об инвестиционной привлекательности компаний.


Рекомендуемые

Что происходит

Какие компании больше зарабатывают, когда экономика падает?

25 мартаЧитать: 4 минуты
Практика

Как появился и что значит популярный биржевой сленг

07 маяЧитать: 6 минут
Теория

Ключевая ставка ЦБ: что это и как работает

28 маяЧитать: 4 минуты
Что происходит

Как роботы меняют трейдинг и как не выбирать между деньгами и любовью: самые интересные исследования этой недели

04 октябряЧитать: 4 минуты
Практика

Вложиться в одиночество: как компании и частные инвесторы зарабатывают на дейтинг-сервисах

19 ноябряЧитать: 5 минут
Практика

Портфель акций со стабильным доходом: часть I

12 декабряЧитать: 4 минуты
© 2019 ПАО Сбербанк. Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, д. 19, тел. +7 (495) 500 5550, 8 800 555 5550.

ПАО Сбербанк использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Сбербанк серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки.

Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.