Перейти в СберИнвестор
Войти
Рынок

Олимпиады и длина юбок: самые странные индикаторы движения рынков

15 апреля 20216 минут

Поделиться:

В попытках предсказать, куда двинутся рынки, инвесторы находят совсем неочевидные закономерности и связи. Приводим несколько интересных примеров.

Число зачатий в США снижалось как минимум за полгода перед началом трёх из четырёх последних рецессий — в 1990, 2001 и 2007 гг. Об этом говорится в серьёзном исследовании, опубликованном на сайте Национального бюро экономических исследований. Рецессия — снижение экономики два квартала подряд.

Когда люди меньше уверены в будущем, например из-за снижения доходов, они могут откладывать рождение ребёнка. Это может свидетельствовать о наступающем кризисе, отмечают авторы исследования.

Для прогнозирования наступающего спада в экономике также используют данные о строительстве небоскрёбов (чем их больше — тем больше вероятность пузыря) или продажи помады — более дешёвой альтернативы другим видам косметики. Считается, что её продажи увеличиваются, когда доходы падают, а потребительская уверенность снижается. 

Для прогнозирования движения рынков акций тоже используют необычные индикаторы. О них и пойдёт речь.


Индикатор длины юбок

В чём идея.

Если короткие юбки набирают популярность, то фондовые рынки в ближайшем будущем будут расти, если юбки в среднем становятся длиннее — то падать. Дело в том, что короткие юбки становятся более популярны, когда уверенность потребителей растёт, и наоборот.

Это работает?

Один из старейших экономических индикаторов в 1925 г. предложил экономист Джордж Тейлор из Уортонской школы бизнеса. Средняя длина юбок сокращалась в «ревущие» 1920-е гг., когда рынки бурно росли, но во время Великой депрессии до середины 1930-х гг. популярность длинных юбок стала расти. Одно из возможных объяснений — во время роста доходов женщины стремились продемонстрировать дорогие шёлковые чулки, а во время кризиса они не могли себе их позволить и прикрывали ноги.

Исследование, проведённое в Университете имени Эразма Роттердамского на основе данных из США в 1921—2009 гг., показало, что изменение длины юбок следует за бизнес-циклом (изменением ВВП) с отставанием в 3 года. Например, короткие юбки были в моде в 1990-е гг., когда надувался «пузырь доткомов».

За продажами каких товаров следить инвесторам

Легендарный глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен в 1970-е гг. отметил, что в кризис падают продажи мужского нижнего белья из-за экономии. Ещё один индикатор — высота каблуков женской обуви. В 2011 году в компании IBM на основе анализа постов в социальных сетях пришли к выводу, что во время спадов их высота растёт. Дело в том, покупка более заметной обуви является формой эскапизма, отметили в компании. Например, в 2008—2009 гг. блогеры писали о высоких каблуках, а к 2011 году стала более востребована обувь на плоской подошве. Правда, в том же исследовании говорится, что модные тренды меняются, поэтому следить за обувью сейчас нет смысла.


Индикатор Олимпийских игр

В чём идея.

Во время Олимпиад фондовые рынки растут быстрее среднего, а значит, в годы, когда проводятся игры, можно получить повышенную доходность. У этой приметы есть рациональное объяснение: крупное спортивное событие увеличивает оптимизм инвесторов, и они обращают меньше внимания на негативные новости.

Это работает?

За время летних игр, прошедших между 1928 и 2012 гг., индекс S&P 500 в среднем вырастал на 1,75 %. Если учесть, что игры продолжаются примерно 2 недели, это равносильно годовой доходности в 45,5 %. Это гораздо выше средней доходности американского рынка за этот же период — 9,7 % в год (без учета инфляции). Рынок вырастал за время проведения 11 из 20 последних Олимпиад (два раза игры отменялись из-за Второй мировой войны).

Как спортивные результаты влияют на фондовый рынок

Этой теме посвящено несколько исследований. Так, в одном из них говорится, что вылет национальной сборной из чемпионата мира по футболу приводит к падению фондовых рынков этой страны на следующий день.

При этом выигрыш олимпийской медали не приводит к росту национальных рынков, показали сразу два исследования. Зато увеличиваются объёмы торгов.


Индикатор Супербоула

В чём идея.

Каждый год две команды играют финальный матч за звание чемпиона Национальной футбольной лиги США (NFL) — Супербоул. Команды представляют два дивизиона: Американскую футбольную конференцию (AFC) и Национальную футбольную конференцию (NFC). Если выигрывает команда из NFC, то индекс S&P 500 в этом году вырастет, если команда из AFC — упадёт.

Это работает?

С момента первого матча в 1967 году до 1978 года, когда спортивный обозреватель New York Times Леонард Коппетт придумал этот индикатор, он точно предсказывал изменение индекса. До 2020 года индикатор сработал в 40 из 53 случаев.

Как подсчитали в издании Barron’s в этом году, в 23 из 27 случаев, когда выигрывала команда из NFC, рынок по итогам года вырастал, а средняя доходность составляла 12 % за год. Команда из AFC выигрывала также 27 раз, рынок за это время вырастал в 20 случаях, а среднегодовой рост индекса S&P 500 составлял 9 %.

Barron’s называет такую разницу случайностью. Коппет тоже с самого начала относился к этому индикатору как к шутке. К слову, Супербоул-2021 выиграла Тампа-Бэй Бакканирс, представляющая NFC.


Индикатор Sports Illustrated

В чём идея.

Каждый год американский спортивный журнал Sports Illustrated выпускает номер, посвящённый плавательным костюмам. Если на обложке — американская фотомодель, то индекс S&P 500 в этот год покажет результат выше среднего. Когда на обложке — модель не из США, рынок будет расти медленнее.

Это работает?

Между 1978 и 2012 гг. на обложке журнала было 19 американских моделей, среднегодовой рост индекса S&P 500 составил 14,3 %, отмечал CNBC (даже несмотря на то, что в 2008 году, вошедшем в выборку, рынок упал на 37 %). При этом рост рынков происходил в 88 % случаев. В остальные годы рынок вырастал в 76,5 % случаев, среднегодовой рост — 10,8 %.


О чём стоит помнить инвестору

Не стоит принимать инвестиционные решения на основе этих необычных индикаторов: корреляция, даже если она доказана, не означает причинно-следственную связь. Более полезными для инвестора являются индикаторы деловой активности, потребительской уверенности и некоторые другие.

Поделиться:

Подпишитесь на самую полезную рассылку об инвестициях

Главное

    Это проект СберБанка, в котором мы рассказываем об инвестиционных идеях, инструментах и лайфхаках для начинающих и опытных инвесторов. Мы помогаем разбираться в трендах и тонкостях инвестиционного рынка, вдохновляем сделать первые шаги и обучаем работе с инструментами.

    Отказ от ответственности

    © 2022 ПАО Сбербанк. Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, д. 19 тел. +7 (495) 500 5550, 8 800 555 5550.

    Мы используем cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей. СберБанк серьёзно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь c условиями и принципами их обработки