Перейти в СберИнвестор
Войти
Время учиться онлайн
Сектор EdTech покажет существенный рост и приведет к изменениям в сфере образования
Из-за пандемии COVID – 19 во всем мире сократились расходы на образование. Это было вызвано в основном снижением как стоимости высшего и дополнительного образования, так и административных расходов в сек-торе в целом. При этом в условиях пандемии выросла роль сектора цифровых технологий в образовании (EdTech).
По оценкам HolonIQ, к 2025 году объем технологического сектора образовательных услуг во всем мире достигнет 404 млрд, что соответствует росту в среднем на 16,3% в год против 3,6% у рынка образовательных услуг в целом.
Сектор образования охвачен цифровыми технологиями примерно на 2-3%, это значительно ниже, чем в других отраслях экономики (10-20%). Не-смотря на высокие темпы роста, уровень проникновения цифровых технологий в этой отрасли в 2025 году все еще останется низким, то есть значительный потенциал для дальнейшего роста сохраняется.
Мы выделяем несколько трендов в технологическом секторе образовательных услуг, которые, по нашему мнению, будут ключевыми в средне-срочной перспективе. В сегменте высшего образования и повышения квалификации важно отметить рост популярности коротких специализированных курсов. В среднем (школьном) и высшем образовании проявляется тенденция к изменению моделей обучения с отходом от стандартной модели в сторону гибридных форм, в том числе с добавлением игр, а также усиливается спрос на технологические решения с полноценным внедрением онлайн программ.
Мы ожидаем плавного восстановления котировок сектора EdTech – они довольно привлекательны после значительной коррекции за прошедший год, вызванной изменившимися ожиданиями инвесторов. Среди компаний, которые, по нашему мнению, могут выиграть от среднесрочных трендов в отрасли цифрового образования, мы выделяем 2U, Coursera, Duo-lingo, Kahoot!, iFLYTEK, Learning Technologies Group, Bright Horizons, Zynga, DOCEBO, PowerSchool Holdings, ARCO Platform. Также мы предлагаем рассмотреть возможность вложиться сразу во весь сектор через ETF EDUT или LERN.
График 1. Мировой рынок образовательных услуг достигнет $7,3 трлн к 2025
Источник: HolonIQ
Мировой рынок образовательных услуг к 2025 году вырастет до $7.3 трлн. Компания HolonIQ, специализирующаяся на прогнозах по рынку общеобразовательных услуг, прогнозирует на ближайшие пять лет рост рынка образовательных услуг в среднем на 3,6% в год. Компания ожидает, что общие расходы на образование и профессиональную подготовку в мире (включая и все цифровые продукты) в 2025 году составят $7,3 трлн, что на $500 млрд ниже предыдущего прогноза. Компания снизила свой прогноз по рынку образовательных услуг в связи с пандемией COVID-19, которая привела к снижению платы за высшее образование и к росту цифровизации обучения (по мере активного перехода на более доступные и дешевые варианты организации учебного процесса). Последний фактор способствовал снижению общих административных расходов в секторе.
График 2. Среднее образование – основной сегмент рынка…
Источник: HolonIQ
Среднее и высшее образование - ключевые сегменты; сегмент среднего образования будет лидировать по темпам роста затрат. Расходы на среднее и высшее образование в 2019 году составили соответственно 52% и 36% от общих расходов на образование во всем мире. По прогнозам HolonIQ, сегмент среднего образования покажет самый высокий среднегодовой темп роста за период с 2019 по 2025 годы – 4,2%, благодаря чему доля этого сегмента в совокупных расходах на образование к 2025 году вырастет до 56%. При этом расходы на высшее образование (32% рынка образовательных услуг, согласно прогнозу на 2025 год) будут расти на 1,5% в год, а на дошкольное образование (5% рынка) – на 2,3% в год.
График 3. …покажет самый высокий темп роста ($ трлн)
Источник: HolonIQ
Текущий уровень проникновения цифровых технологий подразумевает потенциал роста для рынка EdTech. По оценкам HolonIQ, в 2019 году сектор образования был охвачен цифровыми технологиями всего на 3,1%. В связи с пандемией COVID-19 HolonIQ повысила прогноз роста EdTech сегмента на период до 2025 года, хотя при этом снизила прогноз для всего сектора. Теперь ожидается, что рынок EdTech к 2025 году достигнет $404 млрд. Это на $63 млрд выше предыдущего прогноза компании и предполагает среднегодовой рост на 16,3% с 2019 по 2025 год, что значительно выше общего роста расходов на образование в мире. При этом даже при среднем росте на 16% в год доля EdTech в расходах на образование к 2025 году составит всего лишь 5,5%, что оставляет потенциал для дальнейшего роста в долгосрочной перспективе.
График 4. Низкий уровень проникновения создает потенциал для роста EdTech (слева – $ млрд, справа – % проникновения)
Источник: HolonIQ
Тренды, драйверы
и бенефициары в отрасли
Ожидаем роста проникновения цифровых технологий в образование благодаря интеграции онлайн- и офлайн-обучения, усилению интереса университетов к внедрению онлайн программ, увеличению спроса на короткие курсы и корпоративное обучение.
Что такое EdTech = education technology? В данный сектор входит не только онлайн обучение, но и полный набор программного обеспечения, аппаратуры и оборудования, а также цифровых инструментов и сервисов, которые помогают оказывать весь спектр образовательных услуг. В частности, это программное обеспечение для обучения на мобильных устройствах и компьютерах, для разработки учебных планов, для онлайн-обучения в университетах и школах, платформы для коммуникации между педагогами, студентами и родителями, электронные учебные материалы, системы для управления обучением и цифрового распространения учебного материала, а также облачные платформы для обучения.
График 5. Поисковые запросы в Google по онлайн-образованию все еще популярнее, чем до пандемии (апрель 2020 = 100)
Источник: Google Trends
Драйверы EdTech – сокращение расходов, гибкость и эффективность в отрасли. Онлайн-формат позволяет сделать качественное образование более доступным во всем мире, ослабляя или устраняя ограничения, связанные с географическими факторами, финансами или состоянием здоровья обучаемых. Помимо сокращения расходов и расширения доступа к образованию, онлайн-формат обычно более гибкий: обучающиеся могут выбрать желаемый темп и нагрузку. Кроме того, сочетания традиционного офлайн-образования и различных цифровых форматов позволяют улучшить учебный процесс, повысить уровень знаний и вовлеченность.
График 6. Какой самый эффективный способ обучения в университете?
Источник: "Re-envisioning Higher Education Through Digital Adoption", PwC-CII. Опрос профессоров в Индии.
Тренды в EdTech - интеграция цифровых технологий и офлайн-образования. Пандемия COVID-19 создала предпосылки для роста сегмента EdTech на фоне закрытия дошкольных учреждений, школ и университетов на долгосрочные карантины (на удаленном обучении оказалось около 90% учащихся, тогда как до пандемии – примерно 5%). По прогнозам HolonIQ, краткосрочный резкий подъем рынка EdTech по итогам пандемии сменится на дальнейший более плавный рост на фоне интеграции цифровых технологий и офлайн образования.
Среди направлений в сегменте EdTech, которые, по нашему мнению, будут ключевыми в среднесрочной перспективе, мы выделяем следующие:
В сегменте высшего образования и повышения квалификации – рост спроса на короткие специализированные курсы вместо более длительных комплексных программ (к примеру, 58% респондентов в Индии в опросе PWC "Re-envisioning higher education through digital adoption" указали, что заинтересованы в получении сертификатов на отдельные курсы, тогда как получить степень бакалавра желали 35%, а магистра – 7%. Также, к примеру, университет штата Аризона в США уже предлагает короткие курсы с возможностью засчитывать эти модули как часть полного курса для получения диплома в дальнейшем.

Основные бенефициары: Pearson, 2U, Coursera, Prosus (имеет инвестиции в EdTech)
График 7. Ожидаемая структура расходов на образование в 2025г.
Источник: HolonIQ
В школьном и высшем образовании - изменение моделей обучения, отход от стандартной модели в сторону гибридных форм. Данная модель предполагает сочетание офлайн- и онлайн-образования с применением цифровых технологий. К примеру, 53% опрошенных студентов в Индии приветствуют идею онлайн-курсов по разным дисциплинам на базе своего университета. В США, согласно опросам, до пандемии примерно 5- 7% университетских профессоров использовали только цифровые материалы, а осенью 2020 года – уже около 50%. Возможность добавления цифровых материалов также рассматривается и в сегменте K-12 (дошкольное + школьное образование) как дополнение к обычному офлайн-образованию. В 2019 году расходы государственных и частных школ на цифровое обучение и оценивание/тестирование в сегменте К- 12 в мире составили $15,5 млрд, то есть 6% совокупных расходов на EdTech. По прогнозам HolonIQ, данный сегмент рынка будет расти в среднем на 17% в год и к 2025 году достигнет $42,5 млрд.

Основные бенефициары: IDP Education, 2U, Arco Platform, Coursera, Kahoot!, Vitru, Vasta Platform, Zoom.
График 8. Сегмент К-12 на стадии трансформации, ожидается 17% рост ($ млрд)
Источник: HolonIQ
В целом в образовании – рост использования мобильных устройств в образовательном процессе, включая планшеты и устройства VR (virtual reality, виртуальная реальность); По оценкам HolonIQ, расходы в индустрии дополненной и виртуальной реальности могут вырасти в 7 раз к 2025 г., в индустрии искусственного интеллекта – 7,6 раз.

Основные бенефициары: iFLYTEK
График 9. Ожидается 7х рост расходов в индустрии дополненной и виртуальной реальности ($ млрд)
*Дополненная/виртуальная реальность
Источник: HolonIQ
Рост спроса со стороны школ и университетов на технологические решения для более эффективного управления образовательным процессом, а также полноценное внедрение университетских онлайн-программ (Online Program Management & Experience, OPX). В США, по оценкам NCES, в 2019 году обучавшиеся онлайн и дистанционно составили около 17,6% от общего количества студентов бакалавриата и магистерским программ. Отметим также, что уже свыше 6 млн. человек во всем мире получают высшее образование онлайн, объем этого рынка – около $30 млрд, при этом доля получающих образование онлайн на рынках вне США ниже. Мы видим значительный потенциал дальнейшего проникновения EdTech в данный сегмент рынка образовательных услуг. По оценке HolonIQ, рынок OPX будет расти в среднем на 19% в год и к 2025 году достигнет $13,3 млрд, так как будут увеличиваться и число желающих получить степень бакалавра или магистра онлайн, и количество университетов, готовых предоставить такую возможность.

Основные бенефициары: 2U, Pearson, Coursera, PWSC
График 10. Ожидается 19% среднегодовой рост сегмента менеджмента онлайн программ ($ млрд)
Источник: HolonIQ
Добавление игр в образовательный процесс. По оценкам аналитиков CB Insights, сегмент игр, интегрированных в учебный процесс, вырастет с $450 млн. в 2018 году до $1,8 млрд к 2023 году. Одним из существенных препятствий для роста EdTech является слабая мотивация со стороны обучающихся. В данной ситуации добавление игр в образовательный процесс позволяет повысить вовлеченность обучаемых. Подтверждением этому может служить успех приложений Duolingo, Ruangguru, Byju's.

Основные бенефициары: Kahoot!, Duolingo, Zynga
График 11. США – лидер по стартапам в EdTech
Источник: HolonIQ
Рост мирового спроса на корпоративное обучение.

Основные бенефициары: Learning Technologies Group, Kahoot!
США – лидер по числу EdTech стартапов. По данным на конец 2020 года, большая часть компаний EdTech была сосредоточена в США – 1 385 (43% всех EdTech-компаний в мире), что связано, в первую очередь, с размерами экономики и численностью населения страны, а также условиями для внедрения инноваций в секторе. Среди остальных стран по стартапам в EdTech лидировали Индия (327, 10% от всего количества), Бразилия (275, 9%), Великобритания (245, 8%) и Китай (101, 3%). По данным HolonIQ, в ноябре 2021 года в мире насчитывалось 32 EdTech-«единорога», то есть стартапов с оценкой более $1 млрд. По количеству «единорогов» в сегменте EdTech также лидируют США (15 компаний, 47% от всего количества), затем следуют Китай (25%) и Индия (13%).
Таблица 1. Крупнейшие частные компании - единороги в EdTech
Источник: HolonIQ
Большая часть инвесторов в секторе EdTech – венчурные фонды. Ожидается рост инвестиций втрое, а также увеличение количества IPO в секторе. На текущий момент большая часть инвесторов в секторе EdTech представлена венчурными фондами, лишь только несколько фондов, специализирующихся на данном секторе, публичные. Это связано с тем, что большая часть компаний в секторе – частные, и эта отрасль все еще находится на начальной стадии развития. Отметим, что объем венчурных инвестиций в EdTech-компании в США с 2014 по 2018 год вырос в 4 раза – с $2 млрд до $8 млрд. По прогнозам инвестиционного сообщества, совокупный объем венчурных инвестиций в данный сектор в ближайшие 10 лет составит $87 млрд, примерно в три раза больше, чем за предыдущие 10 лет.
Публичный рынок капитала в секторе EdTech по географической структуре примерно такой же, как рынок стартапов. По данным HolonIQ, в 1П21 в мире насчитывалось 280 публичных EdTech-компаний, из них 52 с капитализацией более $1 млрд, а совокупная капитализация сектора составляла около $250 млрд. Географическое распределение схоже с распределением компаний на стадии стартапов. Мы полагаем, что в ближайшие 10 лет можно ожидать роста IPO в секторе в связи с возможностью выхода венчурных инвесторов на публичный рынок. По оценкам HolonIQ, к 2025 году в секторе будет свыше 100 публичных компаний c рыночной капитализацией более $1млрд, то есть в три с лишним раза больше, чем в 2018 году (30). В таблице 1 мы привели список крупнейших частных компаний – потенциальных кандидатов на IPO. В частности, в прессе уже обсуждают, что в следующем году на IPO может выйти ByJu's, один из лидеров интерактивного онлайн-образования, в основном представленный на рынках США и Индии.
Что произошло в Китае? Возможно ли это в других странах? 24 июля 2021 года китайское правительство приняло решение внедрить новые правила функционирования компаний в отрасли образования (известные как "Double Reduction"). В частности, новая политика предполагает, что компании, предоставляющие услуги индивидуального обучения (тьюторов) для детей до 9 класса вне школ обязаны стать некоммерческими, не имеют права привлекать инвестиции на рынках капитала для финансирования своей деятельности и участвовать в сделках по слияниям и поглощениям. Также введены ограничения по продолжительности онлайн урока – максимум 30 минут. Помимо этого, онлайн и офлайн-уроки по обязательным предметам теперь запрещены в выходные и праздничные дни, а также в зимние/летние каникулы. Основная цель данной политики – облегчить финансовое бремя для семей с детьми, связанное с образовательными услугами (которое также негативно влияет и на показатели рождаемости в стране). На фоне ужесточения регулирования котировки акций китайских компаний в сегменте частных уроков (включая Koolearn, New Ori-ental Education & Technology, TAL Education, Gaotu Techedu) сильно упали – примерно на 90%. На текущий момент правительство разрабатывает правила выдачи новых лицензий образовательным компаниям; предполагается, что будет установлен верхний предел цен на уроки для учеников 9 класса и старше, а также внедрены дополни-тельные правила оказания образовательных услуг. Безусловно, существует вероятность того, что некоторые развивающиеся страны могут последовать примеру Китая, однако мы полагаем, что такой исход маловероятен в США, Евросоюзе, Великобритании или Австралии, а также в сегменте тьюторских услуг K-12+, университетов и сервисов EdTech с приложениями для школ или университетов.
Среднесрочные ограничения для роста сектора образовательных услуг вполне преодолимы. Основными ограничениями для роста сегмента EdTech мы видим вопросы соблюдения конфиденциальности информации, отсутствие у сотрудников образовательных учреждений специальных навыков управления цифровой инфраструктурой, необходимость значительных инвестиций в построение сетей и обеспечения всем необходимым оборудованием как сотрудников, так и обучающихся. Однако мы полагаем, что в среднесрочной перспективе образовательные учреждения будут все больше адаптироваться к цифровым технологиям в обучении, в особенности в гибридном формате, где посещение классов сочетается с онлайн-лекциями и уроками и применением технологий виртуальной реальности. При этом часть инвестиций в сектор, вероятнее всего, будет обеспечена государством.
Как сформировать портфель в этой отрасли?
Рекомендуем рассмотреть подборку из 11 компаний (так как волатильность в секторе велика, конкуренция сильная, а модели бизнеса пока в стадии становления) или вложения в фонды – Global X Education ETF (EDUT) или Rize Education Tech and Digital Learning UCITS ETF (LERN).
Среди основных бенефициаров трендов в отрасли мы выделяем следующие публичные компании: 2U, Duolingo, Coursera, Docebo, Kahoot!, ZYNGA, iFLYTEK, Learning Technologies, Bright Horizons, PowerSchool, Arco Platform, Vasta Platform, Prosus, Pearson, Informa. Инвесторы также могут вложиться в биржевые фонды ETF EDUT или ETF LERN, в портфелях которых соответственно 39 и 49 компаний из разных стран и подотраслей. Оба фонда специализируются на инвестировании в компании, которым выгодно дальнейшее проникновение цифровых технологий в образование, но у них разный подход к структуре портфеля: в портфеле EDUT больший вес получают компании с большей рыночной капитализацией, а у LERN – наиболее ликвидные бумаги. Также отметим, что вес Китая в страновой структуре фонда LERN (30%) значительно выше, чем в фонде EDUT (3%). Так как сейчас ситуация в китайском секторе образовательных услуг весьма неопределенная, на текущий момент мы склонны отдавать предпочтение фонду EDUT.
Таблица 2. Структура фондов LERN и EDUT
Источник: HolonIQ, ETF.com
Ожидаем плавного восстановления котировок в секторе после значительной коррекции с начала 2021 г. По итогам 2020 года акции сектора компаний EdTech показали существенный рост в период пандемии на фоне привлекательных перспектив рынка онлайн образования. Однако с начала 2021 года акции сектора просели, капитализация фондов EDUT и LERN уменьшилась соответственно на 51% и 45% на фоне падения китайского рынка акций в целом и коррекции ожиданий инвесторов в отношении выручки компаний сектора после пандемии. Мы полагаем, что большая часть негатива уже учтена в цене и прогнозы по отрасли уже скорректировались, поэтому ожидаем плавного восстановления котировок EdTech-компаний.
График 12. Динамика стоимости индекса EdTech и индекса S&P 500 за последние 5 лет*
*Использованы данные индекса HolonIQ по сектору EdTech вместо ETF ввиду большего периода данных.
Источник: HolonIQ, Bloomberg, SberCIB Investment Research
Портфель из 11 акций в подборке, по прогнозам Bloomberg, при применении равных весов имеет потенциал роста около 60% на горизонте 12 месяцев.
Мы применили следующие критерии для включения компаний в подборку (см. таблицу 3):
Рыночная капитализация > $1 млрд
Прогноз среднегодового роста выручки за 2021-2023 годы > 10%
Улучшение рентабельности/выход в «плюс» на уровне EBITDA к 2023 году
Коэффициент «стоимость предприятия/выручка 2022о» (EV/Sales 22о) ниже среднего по сектору, исходя из соотношения среднегодового прироста выручки и мультипликатора EV/Sales 22о (исключая китайские компании, которые на текущий момент нерепрезентативны)
Доля рекомендаций ПОКУПАТЬ от аналитиков, опрошенных Bloomberg, >50%.
Таблица 3. Подборка компаний сектора EdTech (соответствие четырем и более критериям): потенциал роста 11 компаний с равным весом на горизонте 12 мес. составляет 60%
Источник: Bloomberg, расчеты SberCIB Research
Таблица 4. Компании, которые не вошли в подборку, однако также выиграют от дальнейшего проникновения цифровых технологий в сектор
Источник: Bloomberg, расчеты SberCIB Research

Это проект СберБанка, в котором мы рассказываем об инвестиционных идеях, инструментах и лайфхаках для начинающих и опытных инвесторов. Мы помогаем разбираться в трендах и тонкостях инвестиционного рынка, вдохновляем сделать первые шаги и обучаем работе с инструментами.

Отказ от ответственности

© 2023 ПАО Сбербанк. Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, д. 19 тел. +7 (495) 500 5550, 8 800 555 5550.

Мы используем cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей. СберБанк серьёзно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь c условиями и принципами их обработки