Перейти в СберИнвестор
Войти
Рынок

Как отличить дешёвые бесперспективные акции от временно недооценённых

27 июля 20224 минуты

Поделиться:

По отношению цены акций к показателям прибыли компаний, выручки, денежного потока, и т. д., российский рынок может считаться одним из самых недооценённых среди крупнейших в мире. Но некоторые компании могут стоить дёшево по объективным причинам — из-за проблем с их бизнесом. В таких случаях акции называют «ловушками стоимости»: купишь дёшево, но роста так и не дождёшься. Универсальных критериев для выявления «ловушек» нет, но можно попробовать воспользоваться признаками, которые предлагает обучающая платформа для инвесторов CFI.

1

Пик прибыли

Некоторые отрасли относятся к циклическим — прибыль компаний в значительной степени зависит от ситуации в экономике, развивающейся циклами. Примеры: нефтяной сектор, ретейл и многие другие из тех, что представлены на российском рынке.

Если компания находится в верхней стадии цикла, её прибыль и выручка могут быть на максимуме. Поэтому по мультипликаторам акция может казаться дешёвой. Однако затем может последовать снижение показателей, что приводит и к уменьшению стоимости акций.

Что такое «ловушка стоимости»

Так называют акции, которые стоят дёшево. Многие инвесторы, например легендарный Уоррен Баффет, зарабатывают на инвестициях в недооценённые компании, рассчитывая, что их стоимость придёт к справедливой.

Однако низкая оценка акций часто связана с проблемами в бизнесе. К примеру, если рынок считает, что компания в будущем может проигрывать конкурентам, она будет стоить дёшево относительно своих текущих финансовых показателей. В этом случае рассчитывать, что акция значительно вырастет, сложно. Поэтому инвесторам важно отличить просто недооценённые акции от «ловушек стоимости».

К последним относятся акции быстро растущих компаний, перспективы которых рынок оценивает слишком высоко. Такие бумаги чаще встречаются на американском рынке, где многие IT-компании стоят дороже, чем на российском.

2

Потеря доли на рынке

Если компания проигрывает долю рынка, это означает, что её долгосрочные перспективы пессимистичны. Классический пример из западной корпоративной истории — Nokia. В 2000-е годы компания была лидером рынка смартфонов, однако затем проиграла конкуренцию Apple.

Поэтому инвесторам важно анализировать, как развивается конкуренция в отрасли, где работает компания. Риск возрастает, если значительная доля выручки приходится на один продукт: компания может пострадать, если конкурент выпустит близкий аналог.


3

Неэффективные расходы

Даже если бизнес компании устойчив и приносит много денег, ими ещё важно грамотно распорядиться. Если компания тратит деньги неэффективно, в том числе на проекты или поглощения, которые не принесут существенного роста, она может стоить дёшево.

К примеру, телекоммуникационный гигант AT&T за несколько лет суммарно потерял около $52 млрд (или 75% вложений) из-за покупки оператора спутникового телевидения DirectTV в 2015 году. Причина: рост стриминговых сервисов, отбирающих аудиторию у ТВ.


4

Отсутствие понятной стратегии

Без чёткого плана развития компания не может развиваться и, возможно, будет проигрывать конкурентам. Так, к примеру, изменения в IBM, которая в 1980-е годы находилась в глубоком упадке, начались после того, как новый гендиректор компании Луи Герстнер представил план развития — и инвесторы поверили в компанию. Примерно такая же ситуация повторялась и в истории других крупнейших технологических компаний (Apple, Microsoft и др.), пишет профессор финансов в Нью-Йоркском университете Асват Дамодаран, автор известного учебника по инвестиционной оценке.


5

Высокие риски

Если для компании высоки риски регулирования, она может стоить дёшево. К примеру, многие китайские IT-компании в 2021 году сильно подешевели из-за того, что власти КНР усилили надзор за сектором. С учётом подобных рисков компании могут стоить дешевле аналогов.


Как избежать «ловушек стоимости»

Чтобы снизить риск вложений в плохую акцию, инвесторы проводят всесторонний анализ компаний: смотрят финансовые показатели, изучают перспективы её бизнеса, и т. д. Но даже в этом случае есть риск ошибиться. Поэтому не стоит забывать о правилах диверсификации.


Что ещё почитать

Для оценки компаний «на лету» используют мультипликаторы. О самых главных из них читайте тут.

Чтобы снизить риски, инвесторы распределяют вложения между разными инструментами. О базовых правилах диверсификации — в этой статье.

Даже компании, чьи позиции на рынке выглядят уверенно, с годами могут потерять своё лидерство. Рассказываем о трёх таких историях здесь.

Поделиться:

Подпишитесь на самую полезную рассылку об инвестициях

Главное

    Это проект СберБанка, в котором мы рассказываем об инвестиционных идеях, инструментах и лайфхаках для начинающих и опытных инвесторов. Мы помогаем разбираться в трендах и тонкостях инвестиционного рынка, вдохновляем сделать первые шаги и обучаем работе с инструментами.

    Отказ от ответственности

    © 2022 ПАО Сбербанк. Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, д. 19 тел. +7 (495) 500 5550, 8 800 555 5550.

    Мы используем cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей. СберБанк серьёзно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь c условиями и принципами их обработки