Зачем компании выводят «дочек» на биржу
Поделиться:
Весной 2021 года на МосБирже провёл IPO лесопромышленный холдинг Segezha, входящий в АФК «Система». До этого компания вывела удачно на биржу другой свой актив — онлайн-ретейлер Ozon. В обоих случаях подорожали не только акции новых на бирже компаний, но и материнской структуры. Рассказываем, для чего компании их проводят и как он влияет на капитализацию компаний.
В конце ноября онлайн-ретейлер Ozon разместил свои бумаги на МосБирже и на американской NASDAQ. В первый день торгов в США бумаги выросли на 34 %, а Bloomberg назвал это размещение лучшим для российских компаний с 2011 года, когда IPO провёл «Яндекс».
У удачного размещения есть ещё один бенефециар. Со 2 октября, когда Ozon подал документы на IPO, до дня его дебюта на бирже акции крупнейшего акционера компании — АФК «Система» — выросли на 51 %. В чаcтности, 2 октября бумаги «Системы» подорожали на 5,8 %, до максимума с 2014 года, а после новости об оценке при размещении — на 3,2 %.
Увеличение стоимости принадлежащих АФК «Система» активов — один из ключевых драйверов роста её стоимости. Результаты IPO, скорее всего, свидетельствуют, что раньше инвесторы оценивали стоимость Ozon ниже, поэтому и стоимость «материнской» компании увеличится.
После удачного IPO Ozon АФК «Система» объявила, что также может вывести на биржу другой свой актив, лесопромышленный холдинг Segezha Group, а X5 Retail Group (управляет сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель») — свои цифровые бизнесы (онлайн-супермаркет и доставку) с помощью так называемого спин-офф.
Спин-оффом инвесторы называют вывод «дочерней» компании на биржу или отделение части компании. По некоторым данным, больше 20 крупных публичных американских компаний планировали провести спин-офф или осуществили его в 2018—2020 гг. Одна из причин — инвесторы-активисты настаивают на спин-оффах неэффективных подразделений.
В России востребованность спин-оффов, судя по всему, растёт: медиа писали о возможном IPO игрового подразделения Mail.ru Group, а Яндекс размышлял о выводе на биржу Яндекс.Такси (оба размещения в ближайшее время не планируются, заявляли представители компаний). В конце ноября СберБанк объявил о возможном IPO компаний его экосистемы через несколько лет. После удачного размещения Ozon X5 Retail Group (управляет сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель») объявили о возможном IPO своих цифровых бизнесов (онлайн-супермаркет и доставку) с помощью спин-офф.
24%
На столько за последние 3 года вырос S&P U.S. Spin-Off Index, отслеживающий компании, отделившиеся от крупных корпораций за предыдущие 4 года.
Зачем компании проводят спин-офф
Основная причина — расчёт на то, что после разделения «дочерняя» и «материнская» компании по отдельности будут стоить дороже, чем вместе. Это может быть обусловлено несколькими связанными между собой факторами.
1
Более эффективное управление. Например, «дочерняя» компания может привлечь инвестиции и ускорить темпы масштабирования, при этом риск потери управления «материнской» компанией не меняется — инвесторы получают долю только в «дочке».
Кроме того, бизнес обеих компаний может стать более сфокусированным, что, как правило, нравится инвесторам, пишет Wall Street Journal. Например, инвесторы позитивно оценивали спин-офф коммуникационного подразделения SoftBank в 2018 году, потому что сама компания могла сконцентрироваться на трансформации в крупнейшего в мире инвестора в технологические компании, отмечал Reuters.
2
Повышение оценки инвесторов из-за отраслевой переориентации: например, компании сектора IT-технологий, скорее всего, по мультипликаторам («цена/прибыль» и др.) будут оцениваться выше, чем ретейлеры, а игровой бизнес — выше, чем рекламный. Иногда переоценка может быть связана с изменением регуляторных требований.
3
Улучшение финансовых и операционных результатов. Например, при спин-оффе SoftBank планировала часть своего долга передать на баланс «дочерней» компании.
При спин-оффе «дочерняя» компания получает отдельные юридическое лицо, название, менеджмент и ресурсы, которыми она владела в составе «материнской компании (технологии и др.).
При этом в США для компенсации вывода актива за пределы «материнской компании» действующие акционеры могут получить долю в отделившейся компании. Например, в ноябре 2020 года Pfizer объявил о выделении своего бизнеса по производству дженериков и других незапатентованных лекарств новой компании Upjohn Inc. и её объединении с публичной компанией Mylan N.V. Объединённую компанию назвали Viatris Inc. Акционеры Pfizer получили её бумаги в соотношении 1:0,124079, то есть чтобы получить 1 акцию Viatris, нужно было иметь как минимум 9 акций Pfizer.
Почему это важно
Cпин-офф может позитивно сказаться на капитализации обеих компаний: бизнес каждой из них становится более сфокусированным, что нравится инвесторам. Например, в октябре 2020 года бумаги IBM подскочили в цене на 9 % после новости о том, что компания выделит свой бизнес управляемых услуг, чтобы сфокусироваться на облачных сервисах.
Правда, исследования в разных периодах показывают разные результаты влияния спин-оффов на динамику акций вовлечённых в них компаний. Одна из возможных причин — «материнская» компания перестаёт вкладываться в «дочернюю», что может негативно сказываться на капитализации последней.
Кроме того, инвесторам стоит быть готовыми к тому, что стоимость бумаг разделённых компаний будет достаточно волатильной: пройдёт время, прежде чем инвесторы и аналитики смогут заново оценить фундаментальные показатели бизнеса.